МБДОУ "Детский сад "Ласточка" поселка Мстера Вязниковского района Владимирской области"
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Погода

 

«День пропал зря, когда мы не музицировали хоть раз!»  

             Фридрих Ницше

Становление личности человека – сложный и длительный процесс. Особое место в этом процессе занимает дошкольное детство. В этом возрасте начинают развиваться первые “механизмы” поведения ребенка как личности, как члена общества, как активного субъекта.  Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована элементарная способность к ориентировке в окружающей обстановке. Она определяется умением ребенка правильно оценить обстановку, уметь понять настроение и состояние людей и выбрать соответствующую линию поведения.

Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития. Дети дошкольного возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость и острота восприятия, стремление к самовыражению.

Праздник в детском саду - особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Праздник помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их.

 

В каких семьях рождаются «творческие люди»?

 

Американский психолог Ф. Вернон, вместе с группой социологов, проводил широкомасштабное исследование среди огромного статистически значимого числа студентов американских колледжей.

 

И те выводы, к которым он пришёл, легли в основу так называемого «Списка факторов развития творческой одарённости». Но перед тем, как переходить к списку Вернона, ответим на вопрос:

 

А зачем быть творчески одарённым?

 

Ответить можно словами великого русского физиолога А. А. Ухтомского:

 «Только тот, кто воспринимает мир во всей полноте, кто не подходит к нему с готовой меркой, не пытается загнать факты в готовую жёсткую схему, является хозяином своего будущего.

 Только человек, открытый своим вниманием к реальности, заранее готовый принять действительность такой, какая она есть, не цепляющийся за первоначально избранные координаты, может радикально изменить первоначальный свой путь.

 Вот это – открытость, гибкость, «зрячесть» и есть «творческая одарённость», собственно говоря. Часто под творческой одарённостью мы понимаем узкое умение играть на балалайке или шить необычных кукол.

 А ведь творческая одарённость – это всего лишь умение построить себе счастье своими руками, вырваться из плена косности и несвободы. Вот и всё.

 

Тренинги психотехники

 

Для того, чтобы помочь каждому человеку стать счастливым «по Ухтомскому», в мире у науки психологии существуют так называемые «тренинги психотехники».

 

Перед любым таким тренингом стоят две задачи:

 

Развитие креативности

Психокоррекция или иными словами лечение невротического характера

 

Вообще, любой «тренинг по развитию творческого потенциала личности» 99% своего времени уделяет, к сожалению, именно психокоррекции, то есть лечению невротических установок характера, а не развитию креативности. Почему?

 

А для того, чтобы ответить на вопрос «Почему?» мы перейдём к чтению Списка Вернона .

Итак, Ф. Вернон, американский психолог и его коллеги социологи, поработав со студентами американских колледжей, пришли к выводу о том, что творческая продуктивная личность может вырасти исключительно в следующих условиях. Внимание!

 

Условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка» первое:

 

Это можно сделать, если родители ребёнка честны по отношению друг к другу, к ребёнку, к родственникам и к обществу, к миру в целом. Кратко это называется «здоровая нравственная атмосфера в семье».

 

В первом условии Вернон подчёркивал отдельно:

 

Имеющуюся у ребёнка возможность уважать отца

Имеющуюся у ребёнка возможность быть эмоционально близким со своей матерью

 

Условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка» второе

 

Творческие дети вырастают только в тех семьях, где семейную обстановку можно назвать «живой и яркой».

 

Вернон уточнял это так:

 

Шутка и юмор как лекарство от всех бед и вообще как норма жизни в семье

Оптимистичный настрой родителей, особенно матери.

 

Условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка» третье

 

Наличие братьев и сестёр, сиблингов. Это формирует более гибкие социальные роли: ребёнок одновременно является и «старшим» и «младшим» с своей среде. Роль «братьев и сестёр» могут играть воспитанники, приёмные дети, кузены и кузины, но в доме, в среде воспитания должен быть больше, чем один ребёнок.

 

Условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка» четвёртое

 

Творческие у Вас будут дети или не творческие по Вернону сильно зависит от казалось бы такого странного, на наш современный взгляд фактора, как наличие в доме живой музыки, или как говорили в старину домашнего музицирования.

 При этом Вернон оговаривается: неважно, какая «живая» музыка звучит в доме, фортепиано и виолончель, или же дудочка, балалайка, банджо или же просто ладное хоровое пение всех членов семьи.

 

Условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка» пятое

 

Творческие дети вырастают только в тех семьях, где была традиция:

 

Чтения детям вслух

Совместное участие взрослых и детей в детских играх

Постановка «домашних любительских спектаклей»

 

Условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка» шестое

 

Творческие и гениальные дети вырастают в тех семьях, где родители не обращают внимания на академическую успеваемость ребёнка и шире его внешние достижения, отдавая всё внимание только двум вещам:

 

Насколько нравственны все «детские» поступки ребёнка, то есть воспитание морали

Насколько честно и полно приложены индивидуальные усилия ребёнка, «постарался» или «схалтурил»

 

Вернон подчёркивал, что в семьях, где вырастают творческие дети «мать всегда должна быть недовольна своим образованием и хотела бы его повысить».

 

То есть, в переводе на русский литературный язык, мать в семье, выращивающей «гения», должна заниматься постоянным самообразованием, быть восприимчивой к новой информации.

 

А теперь последнее условие, седьмое

 

Здесь Вы тоже удивитесь, причём, вероятно, сильнее всего.

 

По Вернону, развитию творческого потенциала в ребёнке не способствует то, что мы называем «женским воспитанием», а именно воспитание сугубо женское, воспитание с помощью одних только женщин-воспитательниц.

 

Почему?

Дело в том, что женщина, хочет она этого или нет, играет, пусть и неосознанно, свою древнюю гендерную роль – она хранительница очага, выметающая метлой из дома всех «возмутителей спокойствия». Она – осторожна, ригидна, консервативна. Она – за устои.

 

Если не разбавить сугубо женское воспитание мужским «авантюризмом», то детям будет передан «женский тип поведения», что превратит их в диванных обывателей, далёких от креатива так же, как Париж далёк от проблем ЖКХ в городе Большие Дятлы.

 

Чем подытоживает Вернон свой перечень?

А вот теперь посмейтесь, дорогие Читатели, ибо Вернон и его компания социологов уточняют в конце своего списка: «Материальные условия не имеют при этом существенного значения».

Ну что, будем критиковать? Будем смеяться? Будем злиться и упрекать Вернона в классовом и социальном шовинизме?

Или постараемся создать для своих настоящих и будущих детей схожую атмосферу, молча, без критики, не теряя ни секунды драгоценного времени на пустопорожние споры?

 

Ответ за Вами.

 

КАК СЛУШАТЬ С РЕБЕНКОМ КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ?

 

С РАННЕГО ДЕТСТВА РЕБЕНКА ОКРУЖАЕТ МУЗЫКА. ЭТО И КОЛЫБЕЛЬНЫЕ, КОТОРЫЕ НАПЕВАЕТ МАМА, И МУЗЫКА ИЗ РАЗЛИЧНЫХ РАДИО И ТЕЛЕПЕРЕДАЧ. НО ЗАДУМЫВАЛИСЬ ЛИ МЫ, ЧТО СЛУШАЮТ НАШИ МАЛЫШИ? КОНЕЧНО ЭТО ДЕТСКИЕ ПЕСЕНКИ, НО А ЧАЩЕ ВСЕГО ЭСТРАДНЫЕ ПЕСНИ ИЗ РЕПЕРТУАРА ВЗРОСЛЫХ. В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА БОЛЬШУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ КЛАССИЧЕСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

 

ЧТОБ ПРИВИТЬ МАЛЫШАМ ИНТЕРЕС К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ И ЖЕЛАНИЕ СЛУШАТЬ ЕЕ, СПОСОБНОСТЬ НАХОДИТЬ В ЭТОМ РАДОСТЬ, СОПЕРЕЖИВАТЬ ВЫРАЖЕННОМУ НАСТРОЕНИЮ, ТРЕБУЕТСЯ ОТ ВЗРОСЛОГО НЕ ТОЛЬКО МАСТЕРСТВО И ЗНАНИЯ, НО И ВНИМАНИЕ, УВАЖЕНИЯ, ОСОБОГО ДОВЕРИЯ И ЛЮБВИ К ДЕТЯМ.

 

ДОВЕРЯЙТЕ РЕБЕНКУ! ОН ВОСПРИНИМАЕТ КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ ПО-СВОЕМУ. НЕ НАВЯЗЫВАЙТЕ МАЛЫШАМ ВАШЕ ТОЛКОВАНИЕ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПЬЕСЫ. МУЗЫКА - САМЫЙ СУБЪЕКТИВНЫЙ ВИД ИСКУССТВА. ВЕДЬ И МЫ, ВЗРОСЛЫЕ, ВОСПРИНИМАЕМ ОДНУ И ТУ ЖЕ ПЬЕСУ ПО - РАЗНОМУ. ДАВАЙТЕ ПРЕДОСТАВИМ ТАКОЕ ПРАВО И ДЕТЯМ. ДА, РЕБЕНОК ОЧЕНЬ МАЛ, НО ПРАКТИКА ДОКАЗАЛА - ОН СЛЫШИТ, СЛУШАЕТ И ХОЧЕТ СЛУШАТЬ.

 

ЗНАКОМЬТЕ ДЕТЕЙ С ЛУЧШИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ РУССКОЙ И ЗАПАДНОЙ КЛАССИКИ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ЭПОХ; ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЛУЧШЕ ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МИНИАТЮРЫ, А НЕ ФРАГМЕНТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. ПРЕДОСТАВЬТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ УСЛЫШАТЬ ИХ В ИСПОЛНЕНИИ ВЫДАЮЩИХСЯ МУЗЫКАНТОВ НА ФОРТЕПИАНО, ФЛЕЙТЕ, КЛАВЕСИНЕ, АРФЕ, А ТАКЖЕ В ИСПОЛНЕНИИ АНСАМБЛЯ СКРИПАЧЕЙ, КАМЕРНОГО И СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРОВ, ОРКЕСТРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, ХОРА!

 

ПАМЯТКА «КАК СЛУШАТЬ МУЗЫКУ С РЕБЕНКОМ»

 

КАК ДОЛГО? ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ К НЕПРЕРЫВНО ЗВУЧАЩЕЙ МУЗЫКЕ УСТОЙЧИВО В ТЕЧЕНИЕ 1-2,5 МИНУТ, А С НЕБОЛЬШИМИ ПЕРЕРЫВАМИ В ЗВУЧАНИИ МЕЖДУ ПЬЕСАМИ - В ТЕЧЕНИИ 5-7 МИНУТ. СЛУШАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА. НАДО ИМЕТЬ В ВИДУ, ЧТО ДЕТИ СЛУШАЮТ МУЗЫКУ КАЖДЫЙ РАЗ ПО-РАЗНОМУ: С БОЛЬШИМ ИЛИ МЕНЬШИМ ЖЕЛАНИЕМ И ПОНИМАНИЕМ. ЭТО ЗАВИСИТ ОТ РЯДА ПРИЧИН. ОЧЕНЬ ВАЖНО, КАК ДЕТИ ПРОВЕЛИ ЭТОТ ДЕНЬ, КАКОВО ИХ НАСТРОЕНИЕ, ДУШЕВНОЕ ИЛИ ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ.

 

КАК? ЗАРАНЕЕ ПРИГОТОВЬТЕ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЦЕНТР И КАССЕТУ (ДИСК, ДРУГОЙ НОСИТЕЛЬ). НАЙДИТЕ НА КАССЕТЕ (ДИСКЕ, ДРУГОМ НОСИТЕЛЕ) ПЬЕСУ, КОТОРУЮ ВЫ БУДИТЕ СЛУШАТЬ. ОПРЕДЕЛИТЕ СИЛУ ЗВУКА. МУЗЫКА НЕ ДОЛЖНА ЗВУЧАТЬ ГРОМКО! ИСТОЧНИК ЗВУКА ДОЛЖЕН БЫТЬ РЯДОМ ПЕРЕД ДЕТЬМИ. ПРЕДУПРЕДИТЕ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ, ЧТОБ БЫЛО ТИХО И ЧТОБ В КОМНАТУ ВО ВРЕМЯ ЗВУЧАНИЯ МУЗЫКИ НЕ ВХОДИЛИ.

 

ПРИГЛАСИТЕ РЕБЕНКА СЛУШАТЬ МУЗЫКУ, МОЖНО ПОЗВАТЬ ТАКЖЕ И КОГО-ТО ИЗ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ. И ДЕТИ, И ВЗРОСЛЫЕ СЛУШАЮТ МУЗЫКУ СИДЯ. ВЗРОСЛЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ, ВНИМАТЕЛЬНЫМИ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫМИ. ИХ НАСТРОЕНИЕ ТУТ ЖЕ ПЕРЕДАЕТСЯ ДЕТЯМ. БЕЗРАЗЛИЧНЫЕ, СКУЧАЮЩИЕ, НЕДОВОЛЬНЫЕ ИЛИ СТРОГИЕ ЛИЦА ВЗРОСЛЫХ НЕ СОЗДАЮТ ДОВЕРИТЕЛЬНОЙ И СПОКОЙНОЙ ОБСТАНОВКИ, НЕОБХОДИМОЙ ПРИ СЛУШАНИИ МУЗЫКИ.

 

ПОСЛЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ НАПИСАННЫХ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ПЕСЕН И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ПЬЕС («ДОЖДИК», «МАШИНА», «ЗАЙКА» И Т. П.) С ДЕТЬМИ ЖЕЛАТЕЛЬНО ПОГОВОРИТЬ О МУЗЫКЕ. НО ВЕСТИ ТАКИЕ ЖЕ БЕСЕДЫ О КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ. СЛЕДУЕТ ТОЛЬКО РАЗУМНО ПОДДЕРЖАТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ МАЛЫШЕЙ.

 

КОГДА? ВЫБЕРИТЕ УДОБНОЕ ДЛЯ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО ВРЕМЯ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ (КОГДА РЕБЕНОК НЕ УВЛЕЧЕН ИГРОЙ, НЕ ВОЗБУЖДЕН ПРИХОДОМ КОГО-ЛИБО В ДОМ, ХОРОШО СЕБЯ ЧУВСТВУЕТ). ЛУЧШЕ ВСЕГО ПОСЛЕ ЗАВТРАКА ИЛИ ДНЕВНОГО СНА.

 

 

 

Вход на сайт

Интересное

Поиск

Календарь
«  Июнь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930


Copyright MyCorp © 2021
Конструктор сайтов - uCoz